Туроператор
191028, Russia, Saint-Petersburg, Kirochnaya str.,12 of.21
191028, Россия, С-Петербург, Кирочная ул.,12 оф.21
филиал. м.Маяковская, Поварской пер, д.5, 4Н.
272-80-37, 40-101-40 - отдел визирования
400-22-34, 400-22-96 - отдел по работе с частными лицами
40-101-41 - отдел по работе с турфирмами
8921-979-07-50 - call центр
irina@alltoursspb.ru     373441753
visa@alltoursspb.ru  alltoursspb@mail.ru



Абхазия
Аквапарки
Апартаменты
Великобритания
Байконур
Германия
Рыбалка
Франция
Бали
ГОА
Греция
Израиль
Индия
Болгария
Доминиканская Республика
Индонезия
Куба
Латвия
Бразилия
Венгрия
Вьетнам
Иордания
Испания
Италия
Свадебные церемонии
Шри-Ланка
Китай
Круизы
Лаос
Маврикий
Малайзия
Мальдивы
Мальта
Новая Зеландия
ОAЭ
Португалия
Россия
Санкт-Петербург
Сингапур
Скандинавия
Тайланд
Тунис
Филиппины
Финляндия
Хорватия
Черногория
Чехия
Эстония
ЮАР
Перу
Кипр
Норвегия













ИСТОРИЯ

КУЛЬТУРА



КУЛЬТУРА

Литература. Проблемы, связанные с развитием национальной литературы Черногория, недостаточно разрешены и освещены в югославском литературоведении. Существуют различные точки зрения: одними учёными литература Черногория рассматривается как составная часть сербской литературы, другими — отстаивается концепция обособленности её развития. В целом черногорская литература развивалась в тесном взаимодействии с другими югославскими литературами, особенно с сербской, чему способствовали этническое и языковое родство, общность исторических и культурных традиций, взаимосвязи деятелей культуры и литературы Черногория и Сербии. Однако на разных этапах литературного процесса в черногорской литературе то преобладала тенденция к автономности (2-я половина 19 в.), то её взаимодействие с сербской литературой носило более слитный характер (1-я половина 19 в.; период между двумя мировыми войнами). В условиях социалистической Югославии процесс развития литературы Черногория характеризуется дальнейшей консолидацией национальных литературных сил при одновременном усилении разносторонних контактов с другими югославскими литературами.

В Черногории издавна бытовал богатый фольклор. От средневековья сохранились религиозные произведения, жития святых, требники и др. Известны рукописи А. Змаевича (1624—49), И. А. Ненадича (1709—84); «История Черногории» (1754) В. Петровича (1709—66), «Послания» Петра I Петровича Негоша (1747—1830) и др.

Большинство исследователей относят начало развития новой черногорской литературы к концу 18 — 1-й половины 19 вв. Её основоположник — поэт и государственный деятель Петр II Петрович Негош (1813—51), творчество которого продолжало героические традиции народного эпоса. В своих произведениях Негош создал поэтическую картину жизни Черногория, воспел борьбу черногорцев и сербов за освобождение от османского ига; вершина его поэзии — драматическая поэма-эпопея «Горный венец» (1847), проникнутая идеей единения южных славян. Негош сыграл также видную роль в развитии раннего романтизма в сербской литературе.

Со 2-й половины 19 в. до 1-й мировой войны 1914—18 ведущее место занимала романтическая поэзия (творчество С. Петровича-Цуцы, 1830—57; Николы I Петровича, 1841—1921; М. Шобаича, 1836—1917, и др.). Прозаические жанры были развиты слабо и представлены этнографически-описательными «Рассказами черногорскими и приморскими» (1875) С. Митрова Любиши (1824—78), мемуарами М. Милянова (1833—1901) «Примеры доблести и геройства» (1901) и др. Появилась историческая драма: «Балканская царица» (1884) Николы I Петровича; «Царев Лаз» (1894) Р. Рогановича Црногорца (1859—1900). Литература этого периода носила в основном фольклорно-романтический характер, была проникнута культом патриархального образа жизни, исторического прошлого, героизма.

Несмотря на наличие национальных противоречий в условиях установленной (в январе 1929) в Югославии военно-монархической диктатуры, происходил численный рост творческой интеллигенции Черногории. Расширились жанровые и тематические рамки литературы, интенсивное развитие получила проза. В начале 30-х гг. в литературе Черногория, как и во всех югославских литературах, возникло течение «социальный реализм», принявшее основные принципы реализма и опиравшееся на революционную идеологию. Наибольшего развития в русле «социального реализма» достигла поэзия: сборники «Кулак» (1936), «Огненные голуби» (1937), поэма «Пришельцы» (1937) Р. Зоговича (р. 1907); сборники «Леса» (1938), «Огненные утра» (1941) М. Баневича (1905—68); сборник «Две реки» (1938) Я. Джоновича (р. 1909); поэма «Сквозь голубые сумерки» (1929), сборник «Земля» (1934) М. Вуковича (1910—46). В эти годы также обогатилась социальная и психологическая палитра прозы; появился роман. Реалистическую картину жизни черногорского народа создали Р. Раткович (1903—54; роман «Невидбог», 1933), Д. Джурович (р. 1901; сборник рассказов «Среди горцев», 1936; роман «Страна Дукля», 1939), Н. Лопичич (1909—45; сборник рассказов «Крестьяне», 1939).

Многие писатели Черногория участвовали в Народно-освободительной войне 1941—45 в Югославии.

После освобождения территории Черногория от фашистских оккупантов и их пособников (31 декабря 1944), установления в 1945 народного строя (с 1963 Черногория — социалистическая республика) литература вступила в наиболее плодотворный период развития. В послевоенные годы происходит интенсивный рост и дальнейшая консолидация литературных сил Черногория Начали выходить литературные журналы «Стваранье» (1946), «Народна культура» (1951) и др. В 1956 было создано Общество черногорских писателей.

Центральная фигура в литературе 50—70-х гг. — М. Лалич (р. 1914), в романах которого наиболее ярко отразилась тема народно-освободительной борьбы и революции: «Свадьба» (1950), «Ненастная весна» (1953), «Разрыв» (1955), «Облава» (1960), «Лелейская гора» (1962). К истории Черногория, к национальным проблемам конца 19 — начала 20 вв. обратился Лалич в романе «Военное счастье» (1973). Прозаики А. Асанович (р. 1931; сборники рассказов «Долгие мгновения», 1956; «Игра с огнем», 1966), Черногория Вукович (р. 1920; романы «Намертво — глубокое», 1959; «Водораздел», 1968, и др.), Бр. Щепанович (р. 1937; сборник рассказов «Перед истиной», 1961; повесть «Рот полон земли», 1974) наряду с событиями народно-освободительной войны изображают современную жизнь страны, обращаются к морально-этическим и психологическим проблемам.

Основные достижения поэзии связаны с творчеством Зоговича (сборники «Упрямые строфы», 1947; «Артикулированное слово», 1965; «Лично, совсем лично», 1971), Джоновича (сборники «Горные ручьи», 1947, «Жажда дорог», 1961), Баневича (поэма «Сутеска», 1946, сборник «До искры», 1961), Д. Костича (р. 1917; сборники «Стихи», 1947; «Сети», 1955; «Забытые снега», 1958, и др.), Р. Вешовича (р. 1921; сборники «Вихри», 1950; «Ленты в долине», 1955). Для поэтов М. Краля (р. 1933), С. Перовича (р. 1932), Бл. Щепановича (1934—66), Е. Брковича (р. 1933) характерны поиски новых тем и форм.

Современная драматургия представлена пьесами Брковича, В. Ивановича, Ж. Команина (р. 1935), В. Радовича и др.

В области литературной критики работают Б. Милачич (р. 1920), М. Стойович (р. 1927), Р. Роткович (р. 1931) и др.

Архитектура и изобразительное искусство. К эпохе неолита относится керамика со скромным лепным узором или расписным геометрическим орнаментом, близкая памятникам Сербии и Румынии (находки в Црвена-Стене), к концу эпохи бронзы и началу эпохи железа — укрепленные поселения и некрополи иллирийцев. В период греческих и римских завоеваний Черногория включается в орбиту античной культуры, традиции которой в упрощённом варианте сохраняются в византийской период (6 в. н. э.) и после появления славян (7 в.) — остатки укреплений, домов, базилики, архитектурных фрагментов с нарядным резным декором в г. Дукля (Диоклея), близ Титограда.

В средневековый период Черногория испытывала воздействие культуры Италии и Далмации, которое скрещивалось с влиянием Сербии и Византии. В 9—10 вв. сооружались скромные однонефные, крестообразные и триконховые церкви из тёсаного и ломаного камня. Появившиеся в 11 в. церкви в романском стиле сохраняли связь с дороманским зодчеством. В приморских районах в 12—13 вв. строились 3-нефные базилики с плоским деревянным потолком или крестовыми сводами (собор св. Трипуна в Которе, с 1166), а также однонефные постройки с полуциркульным сводом (церковь св. Павла в Которе, 1263—66), иногда с куполом на низком барабане, опирающемся на тромпы или пандативы (церковь св. Луки в Которе, конец 12 в.). Такие церкви, покрытые двускатными черепичными кровлями, часто имели глухие стены, арочную звонницу на западном фасаде, тщательно профилированный западный портал и «розу» над ним. Алтарная часть отделялась от храма каменной преградой с нарядной резьбой, в которой многообразные мотивы плетёнки сочетались с зооморфными и растительными узорами, несущими отголоски античных. традиций (постройки в Улцине, Баре и др.). В период вхождения Черногория в государство Неманичей в её внутренних районах ощущалось воздействие архитектурной школы Рашки. В 12—13 вв. здесь сооружались строгие по формам однонефные церкви с боковыми пристройками в виде пониженного трансепта и с куполом на кубическом основании (церковь монастыря Морача, 1252). Архитекторы Черногория строили и на территории Сербии (Вит из Котора — автор церкви монастыря Дечани).В 14—16 вв. в постройках приморских районов появились отдельные готические детали (очертания окон и сводов), которые сочетались с романскими формами (церкви и дома в Сваче, Баре, Которе).

Наиболее ранние образцы монументальной живописи Черногория (фрески церкви св. Михаила близ Стона, 11—12 вв., с портретами князей Зеты) отражают воздействие искусства «Каролингского возрождения». Для изобразительного искусства 13—14 вв. характерно сочетание элементов романского и готических стилей с мотивами византийской иконографии («Вуканово евангелие», 1202; киворий в соборе св. Трипуна в Которе, 1362). Фрески этого времени (в церкви монастыря Морача, 1252) близки сербскому искусству и отличаются изысканной и выразительной линеарной манерой.

Османское нашествие и многовековой национальный гнёт отрицательно сказались на развитии культуры Черногория Большинство городов вплоть до 20 в. сохранило скученную малоэтажную каменную застройку. Ренессанс и барокко не получили развития в светском зодчестве и проявились лишь в деталях отдельных построек (дворцы в Которе, Баре, Перасте и Доброте). Стиль барокко получил наибольшее распространение в 17—18 вв. в церковном зодчестве Боки Которской, где работали главным образом итальянские архитекторы (церковь в Прчане, начата в 1790). В постройках местных архитекторов (церковь монастыря Савина близ Херцегнови, 1777—99, Н. Форетич) барочные черты сочетались с романскими и византийскими традициями. Среди живописцев в 15—16 вв. выделяются Ловро Маринов и Вицко Добричевичи (работавшие главным образом на территории Далмации), творчество которых отмечено ренессансными тенденциями, Т. Вукович и др. Скульптура эпохи барокко (рельефы и статуи алтарей) представлена главным образом работами иностранных мастеров. Среди местных живописцев в 17—18 вв. выделяются Дж. Митрофанович, А. Вуичич, а также Т. Коколя, автор стенных росписей, картин и портретов в духе позднего венецианского Возрождения. В работах живописцев из семьи Рафайловичей поздневизантийские традиции сочетались с отдельными барочными приёмами. Поздневизантийским канонам вплоть до 19 в. следовала и миниатюра Черногория

После освобождения Черногория от османского ига (1878) в городах появляются парадные постройки черногорской знати в духе позднего ампира (т. н. Данилов двор в Цетине, 1894—95). В 1870-е гг. сооружается г. Подгорица (ныне Титоград) с прямоугольной сеткой улиц. Появляются постройки в стиле эклектики (церковь св. Николая в Которе, 1910, неовизантийский стиль). В городах продолжают строиться простые и суровые 2—3-этажные жилые здания из нетёсаного камня с черепичными кровлями и небольшими окнами и дверьми.

В изобразительном искусстве 2-й половины 19 — 1-й трети 20 вв. формировалось национальное направление. В портретах, композициях на темы национальной истории, жанровых сценах П. Почека, А. Бокарича, М. Греговича, акварелиста И. Шобаича сосуществовали наивно-реалистические и академические черты. В 1920—30-е гг. национальные пейзажи и жанровые сцены в духе постимпрессионизма создавали М. Милунович, П. Лубарда. Социально-критические тенденции проявились в линогравюрах и картинах И. Новаковича. В скульптуре выделялись работы Р. Стийовича, отмеченные стилизованными обобщёнными формами.

Коренной поворот в истории культуры Черногория наступил после установления народной власти. На руинах разрушенного в годы 2-й мировой войны г. Подгорица была создана новая столица Черногория — г. Титоград. Началась разработка планов застройки городов, типовых проектов жилых зданий. В ней принимали участие и архитекторы других республик Югославии. В конце 1950—60-х гг. развернулось жилищное строительство (5-этажные секционные панельные здания в Титограде). Сооружаются школы, больницы, учреждения бытового обслуживания. В строительстве используются сборные железобетонные каркасы. На побережье Адриатического моря реконструируются старые и сооружаются новые города, в которых создаются благоустроенные курортные комплексы (Будва, Трстено, Яз, Могрен и др.). Расположенный на острове древний г. Свети-Стефан превращается в город-отель. Успехи достигнуты в строительстве гостиниц, мотелей, административных зданий, отличающихся гибким использованием типовых конструктивных звеньев (гостиницы в Цетине, Херцегнови, административное здание в Которе, универмаг «Беко» в Титограде). Поиски национального своеобразия характерны для построек архитектора С. Радевич, отмеченных пластичной выразительностью деталей, фактурными контрастами (сочетание бетона с местным камнем и речной галькой), органичной связью с ландшафтом (гостиница «Подгорица» в Титограде).

В изобразительном искусстве выделяются свободные по манере национальные пейзажи и натюрморты М. Милуновича, В. Лековича, А. Прийича, памятники Л. Томановича, В. Станича, полные динамики и красочной экспрессии пейзажи и исторические композиции П. Лубарды.

Музыка. До конца 19 в. в Черногория развивалась только народная музыкальная культура. Сохранились древние традиции исполнения народных эпических, героических (в сопровождении народного инструмента гусле), лирических и обрядовых песен. Драматической экспрессией отличаются обрядовые песни-плачи, особенно женские — т. н. тужбалицы; поэтичны лирические «пейзажные» (пастушеские). Распространены различные виды народного танца (коло) в сопровождении пения (местное название — оро). Для мелодий черногорских песен характерны небольшой диапазон, преобладание архаических попевок в натуральных ладах, нередко смешанные и переменные размеры, свободное ритмическое строение; типично многоголосие (часто с секундовыми диссонансами). Музыкально-общественные организации и исполнительные коллективы начали возникать в Черногория в последней четверти 19 в.; были созданы: военные оркестры (осн. А. Шульцем, 1871, и Ф. Вимером, 1889), хоровые общества «Бранко» в Подгорице (ныне Титоград, 1892), «Негош» (Цетине, 1908), «Захумле» (Никшич, 1898). Один из первых профессиональных музыкантов — композитор Й. Иванишевич (конец 19 в.), получивший образование в Праге (ученик З. Фибиха). Первая музыкальная школа работала в Цетине (1924—25 и 1932—41). После 2-й мировой войны 1939—45 открылся ряд музыкальных школ — в Цетине (начальная школа «Негош», 1947; преобразована в 1948 в среднюю музыкальную школу), им. М. Милянова в Титограде (1950), в Которе (1951) и других городах. Организованы симфонический оркестр и смешанный хор Радио в Титограде, государственный ансамбль народной песни и танца «Оро». Кроме существовавших и продолжающих функционировать, в 1960-х гг. созданы хоровые общества любителей «Станко Драгоевич» в Титограде, «Никола Джуркович» в Которе, Общество композиторов и музыкантов-исполнителей Черногория, Союз культурных и художественных обществ Черногория (в Титограде).

Театр. Следы старинных театрализованных обрядов (подробных сведений о них не сохранилось) остались в народных обычаях, многие из которых бытовали ещё в 19—1-й половины 20 вв. Значительным вкладом в театральную культуру Черногория было творчество Петра II Петровича Негоша, автора драматической поэмы «Горный венец» (1847) и драмы «Лжецарь Степан Мали» (1851), написанных на сюжеты из исторического прошлого Черногория (ставились в любительских кружках). В Цетине также устраивались любительские спектакли, гастролировали труппы из Сербии, Хорватии и других областей. После освобождения Черногория от фашистских оккупантов и их пособников (31 декабря 1944) в 1953 в Титограде был создан черногорский Национальный театр, включающий драматическую и оперную труппы. В репертуаре драматической труппы — югославская и зарубежная классика, произведения Петра II Петровича Негоша, современных черногорских драматургов В. Радовича, Ж. Команина, а также других республик Югославии. Ставятся пьесы русских драматургов (Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, А. П. Чехова), советских авторов (А. Н. Арбузова). В составе драматической труппы: режиссер Б. Эракович, Н. Вавич, актёры В. Мандич, Д. Томас, З. Раичевич, Г. Ленголд, П. Бегович, Д. Малович, Б. Вукович, Черногория Вуканович, З. Стоимиров. В работе театра участвуют режиссёры из других республик Югославии.

 Главная    Круизы    Агентам    Контакты     Оформление виз    
и загранпаспортов
 
 Спецпредложения    Прием в СПб  
     Реестровый номер туроператора МВТ 014684 (внутренний туризм, международный въездной) . Договор страхования ответственности № 7866R/877/00001/ от 06.04.2015г